Журнал «Дом и интерьер»
Аурика Ротару - роман в интерьере
Приятно было вновь очутиться в этой большой комнате зеленых тонов с высокими окнами, куда скоро заглянет весеннее солнце и пробежит рядами книг с их тускло-золотыми, алыми, коричневыми корешками. Подобную роскошь не придумает ни один декоратор — она создается постепенно, каждым новым томом, поставленным на книжную полку.
Чья-то женская рука уже достала легкую белую тетрадь, и я, умостившись в атласной мягкости кушетки, нашла на бумаге вычерченные типографской вязью слова: "Ты лишь мгновенье, и уйдешь в мечты, как розовая птица, лишь грудь затронет теплый дождь и тихо увлажнит ресницы".
Женщина, с которой год назад мы вели разговор среди свидетелей — книг, колонн и лестницы, тоже была в розовом, палево-розовом облаке. Светясь лицом, вела она неспешный женский разговор о жизни. Наисовременнейшим make-up'ным зельям не под силу обеспечить подобных чар: они достигаются трудом, они — следствие успехов и поражений. Вы замечали, каким неизъяснимым внутренним светом светятся лица на картинах старых мастеров? На полотнах прошлого — времени галантных празднеств, роскошных интерьеров, поэзии, музыки, цветов…
Вопрос мой о женских подарках мужчинам прозвучал как-то весело, несерьезно. Ответ и того более: "Я подарила ему себя". Бубновая Дама, смотрящая с картины на зеленой стене напротив, радостно согласилась. Все было именно так! Аурика Ротару действительно подарила своему любимому мужчине, мужу, картину, где светлая лицом, в горделивой, столетиями выверенной позе, стоит женщина в костюме Бубновой Дамы. Кто же станет спорить, что Аурика Ротару не есть та самая дама?..
На волну рыцарской поэзии наш рассказ был настроен уже одним упоминанием имени певицы, далее — стихом Владимира Пигача, мужа и доброго помощника Аурики, и, наконец, — симпатичной живописной деталью домашнего быта семьи. Но необычные истории нужно начинать без вступительных аккордов! А значит — вперед, и пусть дом, свидетель своеобразного романа в интерьере, поможет нам рассказать о жизни своих создателей. И о себе…
– Аурика, просто не верится, что в наше время возможно столь романтичное начало семейной истории…
– Представьте себе — да. В первый же вечер нашего знакомства Володя предложил мне стать его женой. Познакомил нас Саша Тищенко, а случилось это в Черновцах, где на тот момент все мы работали. Предвидя традиционные вопросы об удивлении, недоверии или раздражении, скажу только, что нечто интуитивное сразу удержало меня от банальной реакции. Может быть, неуемная женская мечта о сказке…
– Аурика, мы затронули такие эфемерные понятия, что напрашивается желание говорить об интуиции, предчувствии… При создании дома Вы так же прислушивались к ним, как и при создании семьи?
– Только воображение помогло наполнить теплом и уютом этот дом, вернее, его кирпичные стены с отсутствовавшей тогда крышей, коробочки комнат. Долго ездили мы с мужем по Киеву, смотрели разные варианты, но мыслями возвращались сюда. Потом уже архитектор рисовал, предлагал, а мы садились и спорили, соглашаясь или не соглашаясь, в процессе работы формируя свое видение. Началось же все с "чердачного" чувства, что здесь нам должно быть хорошо.
…Вот и пришло время убедиться в том, что рыцарский дух служения Даме стал естественным для этого дома. Можно по-разному реагировать на ставшее традиционным решение объединить прихожую, гостиную и кухню: “рационально и современно” или — "опять эта хирургия". Но только влюбленный в Аурику, понимающий большую и добрую семью Ротару, где везде отсвет Софии, то есть ее мудрости, сумеет подарить своей жене, своему "розовому облаку" память детства. Ведь что самое главное в этой просторной, открытой навстречу всем гостям территории? Что это, как не "каса маре", в переводе с молдавского — большой дом, традиционная молдавская гостиная для дорогих гостей…
– Опыт детства обязательно проявляется во взрослой жизни человека, — говорит Аурика. — Возможно, кто-то не поверит, но это наш первый дом. Аналогия с хорошей песней: если она “твоя”, то поется сразу, с первого дубля. Есть в моем репертуаре такая песня: вальс о Ялте — легкая, любимая. И "каса маре" — первая моя студия. Перед концертами здесь такой разгром! Танцоры, гримеры, парикмахеры, костюмы. Полный дом народа, настоящая "каса маре". Вспоминаю любимый роман Джека Лондона "Маленькая хозяйка большого дома". Легкая, внешне уязвимая несмотря на все свои занятия йогой, Аурика словно растворяется в пространстве спальни, в белизне этой большой шкатулки, этого прибежища женских тайн. Именно отсюда в минуты отдыха хозяйки начинают свой путь по дому вышивки, маленькие веселые марцишоры. Эти молдавские сувениры — символы праздника весны — на родине семьи Ротару обязательно дарят друзьям, украшая затем кокетливыми балабошками одежду. Их как раз пора выплетать, вязать, умело соединяя белый цвет с обязательным красным.
Лучше всего это делать в чудном царстве дочери, где душа успевает два раза пробежать вверх и вниз по этажам комнаты, по игрушкам, учебникам, по нелюбимому, заметьте, нелюбимому, но обязательному фортепьяно. Насте намного интереснее проверять алгеброй гармонию. Классическая фраза в классическом интерьере звучит легко и ненавязчиво…
В белой, идиллической чистоты спальне Аурики будто ненароком оставлен серебряный гранат. Спелый и тяжелый плод урожайной земли, он — всего лишь безделушка, умелой и опытной рукой поставленная на место. И это "всего лишь" означает, что маленькой хозяйкой такого большого дома быть не просто. Кстати, когда в работе над фотографиями для нашего журнала оказалось необходимым присутствие в кадре картины с изображением упомянутой Бубновой Дамы, где найти гвозди, знала одна Аурика.
Тем не менее, все напористее и, надеюсь, убедительнее возвращаемся мы к теме рыцарского служения Даме. Дом Аурики Ротару в этом деле незаменимый помощник. Миновав "каса маре", окажемся снова в кабинете, обшитом теплым темным дубом.
– Где Ваше тайное место в этом доме, Аурика?
– У мужа в кабинете на кушетке, где меня никто не может найти. Интересно, что здесь же одновременно бушуют страсти, кипят споры, принимаются серьезные деловые решения финансовыми партнерами мужа. Ритуалом для наших друзей стало завершение любых походов в гости также в кабинете Володи. Надеюсь, в скором времени здесь перед премьерой прозвучат и фразы из его поэтических пьес.
…Можно вынимать книги из высоких шкафов, читать, ставить на место, наклоняться в нише под лестницей к маленьким вещицам, которые скапливаются в доме вместе с ходом самой жизни, ловить в сумерках блики иконных образов и размышлять о естественной гармонии людей, создавших этот дом для себя и своих друзей.
– Где же происходит рождение Ваших песен? Хотя логика рассказа безукоризненно приводит нас к единственно возможному ответу…
– Да, я занимаюсь здесь. И не тихонечко. В кабинете хорошая акустика, глухие стены, плотно закрывающаяся дверь. Женщина близка к природе, она сама природа. Об этом никогда не задумываешься в детстве. Просто поешь, погоняя стадо коров, например. И вот только теперь, в своем доме, пришло ко мне понимание этого главного желания: звучать естественно, без зажима, легко и свободно, как в детстве. …Окружающий нас мир — скорее мужской, и тем не менее этот женский голос звучит в нем выразительно и чисто, говоря обо всех и прося за каждого. "Маленькое багряное облако" — Аурика — спела еще одну свою песню. А при прощании в саду подметила, что весна на пороге и пора подрезать куст, чтобы дал он новые побеги.
Автор Людмила Джулай
<< Назад